Зачем мы рисуем?

Перед началом каждого курса мы показываем работы участников с предыдущего семинара. И мы неизменно видим одну и ту же реакцию: "Не может этого быть, чтобы люди без способностей, ранее не рисовавшие, такое сотворили! Я так не смогу!"

А в конце курса они же, глядя на 20 своих работ, говорят: "Неужели это всё нарисовал я! И всего за 3 дня!"

Почему это вызывает такую реакцию у взрослых? Потому что у взрослых людей есть стереотип, что рисовать имеет право только человек, наделённый особым даром и обучавшийся долгие годы. А всем остальным в таком праве отказано. А остальным лучше и не пытаться, потому, что всё равно ничего хорошего не получится. Существует миф, что научиться рисовать трудно, сложно и не каждому дано.

А мы уверяем, что научиться рисовать легко! Другое дело, что для того, чтобы рисовать, как Веласкес или Леонардо до Винчи нужно годами оттачивать технику и развивать виденье. Но в нашу художественную студию взрослые приходят не за этим. Очень немногие хотят рисовать также как великие художники, люди ПРОСТО ХОТЯТ РИСОВАТЬ. И хотят узнать, КАК это нужно делать чтобы: 1) было похоже, 2) чтобы верить в свои способности, 3) чтобы было чем гордиться, повесив свою картину на стену у себя дома или подарив ее подруге.

Мы не ставим перед собой задачу сделать из вас профессиональных художников. Нет. Мы хотим, чтобы вы посредством живописи научились получать удовольствие от жизни. У всех оно приходит рано или поздно. У кого-то, - от процесса взаимодействия с красками и кистями, у кого-то, - в тот момент, когда начинает получаться то, что не получалось нарисовать ранее. Кому-то, просто доставляет удовольствие сам процесс. Тем более, что в процессе рисования у человека совершенно уходят посторонние мысли. Прекращается внутренний диалог, привычные проблемы и заботы забываются на время рисования. И в таком лёгком, блаженном состоянии проходят часы. Время летит совершенно незаметно. Ощущается лёгкость. И, именно поэтому, многие говорят после занятия: "Как я хорошо отдохнула!". Это состояние для многих очень непривычно. Оно давно позабыто. Это состояние беззаботности. Полной, тотальной погружённости в процесс, вовлечённости в то, что происходит в данный момент. И огромное удовольствие оттого, что ты находишься в настоящем моменте, и проживаешь его полностью, как в детстве, без остатка и компромиссов.

Вот как описывает это состояние Бетти Эдвардс в книге "Откройте в себе художника":

…чувство тесного "слияния" с работой, ощущение исчезновения хода времени, затрудненность в использовании и понимании слов, чувство уверенности в себе, отсутствие беспокойства, чувство прикованности к формам и пространствам, которые остаются неназванными. Вы заметили, что, находясь в состоянии П-режима, не осознавали хода времени - долго ли, коротко ли занимались рисованием, - пока по завершении работы не взглянули на часы? Вы заметили, что не слышали того, что говорили люди, находившиеся поблизости, - что вы, на самом деле, не хотели ничего слышать? Вы, возможно, слышали звуки, по не пытались постичь смысл того, что говорилось. И заметили ли вы, что ощущали себя в полном сознании, в то же время были полностью расслаблены - были уверены в себе, увлечены, поглощены рисованием, сохраняя ясность мыслей?

Большинство моих студентов характеризуют состояние П-режима именно этими словами, что совпадает с моим собственным опытом и, насколько мне известно, опытом других художников. Один художник сказал мне: "Когда я работаю действительно на подъеме, это не похоже ни на что другое, что мне доводилось испытывать. Я чувствую себя заодно со своей работой: живописец и живопись становятся одним целым. Я возбужден, по спокоен, взволнован, но полон самообладания. Это не просто счастье, это скорее блаженство. Я думаю, именно это побуждает меня вновь и вновь возвращаться к живописи и рисованию".

Пребывание в П-режиме действительно доставляет удовольствие, и в этом режиме вы сможете хорошо рисовать. Но есть и еще одно дополнительное преимущество: переход в П-режим освобождает вас на время от доминирования вербально-символического Л-режима, что приносит долгожданное облегчение. Удовольствие может проистекать оттого, что левое полушарие отдыхает, перестает щебетать, хранит молчание на время переключения. Этим стремлением к успокоению Л-режима могут отчасти объясняться такие вековые дисциплины, как медитация и произвольное погружение в измененные состояния сознания, достигаемые с помощью поста, наркотиков, религиозных песнопений и алкоголя. Рисование в П-режиме вызывает измененное состояние сознания, которое может длиться часами, принося значительное удовлетворение.